Факторинг
Факторинг – финансовая услуга компании или кредитной организации, которая предоставляется производителям и поставщикам, ведущим торговую деятельность на условиях отсрочки платежей. Услуга факторинга выглядит следующим образом: поставщик продает товар/услугу покупателю, при этом не требует с него немедленной оплаты. Факторинговая компания выплачивает продавцу необходимую сумму, после чего получает долг с покупателя товара. Факторинг позволяет продавцу продать товар с отсрочкой платежа (до 180 дней) и при этом получить оплату с дисконтом сразу, переуступив право требования долга факторинговой компании или банку.
В факторинге обычно принимают участие фактор (банк/факторинговая компания) – покупатель права требования долга, поставщик товара (кредитор) и покупатель (дебитор). Факторинговая компания и поставщик товара заключают договор о том, что по мере возникновения требований по оплате поставок товара фактору предъявляются платежные документы. Фактор осуществляет дисконтирование этих документов посредством уплаты поставщику 60-90% стоимости требований. Как только покупатель оплачивает продукцию, факторинговая компания выплачивает остаток суммы поставщику, но вычитает из этой суммы процент за факторинговые услуги (процент за выданный кредит и комиссионные платежи).
Для продавца главным преимуществом факторинга является возможность получить денежные средства сразу, не дожидаясь, пока покупатель оплатит товары или услуги. Таким образом, факторинг обеспечивает поставщика реальными денежными средствами и влияет на повышение уровня доходности и доли производительного капитала. Наконец, факторинговая компания/банк покрывает часть рисков поставщика. Для покупателя главным преимуществом факторинга является возможность заплатить денежные средства через более длительный срок, в отличие от коммерческого кредита.
В России факторинг регулируется главой 43 ГК РФ «Финансирование под уступку денежного требования».
Существует несколько основных видов факторинга: с регрессом, без регресса, открытый, закрытый, реальный, консенсуальный, прямой, взаимный, внутренний и международный.