Банкиры могут начать сообщать клиентам о причинах отказа в предоставлении услуг
Национальный совет финансового рынка вышел с инициативой внесения поправок в «антиотмывочный» закон №115-ФЗ, которые касаются установления обязанности для финучреждений сообщать клиентам о заморозке их финансовых операций, ограничении работы с электронными инструментами платежа и отказе в предоставлении услуг. Предложение нашло поддержку в Росфинмониторинге, сообщает «Коммерсант».
Поправки НСФР были озвучены в ходе общественного обсуждения законопроекта. О работе над этим документом Минфин сообщил еще 10 августа. Поправки к закону вызваны весенним поручением главы государства, высказавшего опасения по поводу необоснованной заморозки счетов, уточнения порядка и причин принятия подобных решений.
Поручение президента навеяно существованием черного списка отказников, рассылаемого регулятором банкам на протяжении последнего года. В него заносятся клиенты финучреждении, которым было отказано в обслуживании в связи с подозрениями в несоблюдении антиотмывочного закона. С занесенными в перечень физлицами и организациями банки предпочитают никак не связываться. Появление черного списка привело к появлению проблем у клиентов и спровоцировало массовые протесты. В ответ на это весной был запущен механизм двухуровневой реабилитации клиентов, оказавшихся в списке ошибочно. Если они не смогут самостоятельно восстановить репутацию перед кредитной организацией, то будут вправе обратиться в межведомственную комиссию.
В реальности этот механизм проявил себя недостаточно эффективно, и банковские клиенты порой не понимают, что происходит с их счетом. Как утверждал в мае зампред Центробанка Д. Скобелкин, из 23 обращений в межведомственную комиссию рассматривать можно было только одно. Остальные не прошли стартовый уровень реабилитации или никак не связаны с отказом в обслуживании. Например, ограничение дистанционного обслуживания не является отказом в выполнении операции.
По мнению сопредседателя комитета Ассоциации российских банков по ПОД/ФТ (противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) А. Тимошкина, банковские клиенты часто не различают факт отключения механизма «Банк – клиент» и отказ либо предотвращение хищения их средств злоумышленниками. Для них любое ограничение повод для беспокойства, выражающийся в безрезультатных обращениях в кол-центры кредитных организаций. Как уточнил замглавы НСФР А. Наумов, для финучреждения каждый отказ связан с рисками, которыми необходимо управлять, подвигая клиента к смене характера выполняемых транзакций или закрытию счета. Пока не существует понятной процедуры принятия решения, по причине невозможности подробно сообщить клиенту об обстоятельствах ситуации, поэтому финучреждения начинают апеллировать к законам.
В этой связи НСФР вышла с инициативой ввести на законодательном уровне общий порядок информирования клиентов о приостановке транзакций, который предусматривает направление сообщения клиенту в день принятия соответствующего решения с изложением мотивов.
По словам А. Наумова, совмещение вопроса информирования банковских клиентов по №115-ФЗ и по ФЗ «О национальной платежной системе» вполне оправданно, так как в последний предусматривает возможность сообщать об операциях с электронными средствами платежа.
В пресс-службе Минфина отметили, что поправки НСФР идентичны предложению Росфинмониторинга. При этом свою позицию в ведомстве не стали раскрывать по причине дальнейшей проработки законопроекта. Представители регулятора и Росфинмониторинга также отказались от оценки инициатив НСФР, сославшись на преждевременность комментариев. При этом в неофициальном разговоре один из собеседников «Коммерсанта», знакомый с мнением Росфинмониторинга, пояснил, что в ведомстве одобряют идею вменить в обязанность банкам сообщать об отказе от обслуживания и раскрывать причины этого. Пока банки сами решают сообщать клиенту о причинах отказа или нет. Последнему необходимо дать возможность изложить аргументы в свою защиту, что вряд ли получится если он не знает характер обвинений.
Тимошкин уверен, что технически обеспечить информирование довольно просто, хотя многое зависит от глубины раскрытия сведений. Один из высших управленцев банка, входящего в ТОП-50, заявил «Коммерсанту», что у финучреждений может не оказаться ресурсов для предоставления подробного объяснения с помощью юристов. С затратностью такой процедуры для банков согласны и некоторые эксперты финансового рынка.
Никто еще не оставлял комментариев. Вы можете стать первым!
Новый санкционный пакет Соединенных Штатов в отношении России вступил в силу
Госдеп: антироссийские санкции по «делу Скрипалей» возможно начнут применяться с 27 августа
Центробанк лишил лицензии Центрально-Европейский Банк