Нашли на сайте неточность? Расскажите нам!
Список банков \ Тинькофф Банк \ Оценка надежности

Оценка надежности Тинькофф Банка

Мнение эксперта moneyzzz.ru

Относительно надежный банк. Рекомендую для вложений, ограниченных страховкой от АСВ (700 000 рублей).

 

tcsАлексей: Думаю, многих заинтересует ТКС — 10% на остаток по карте (до 300к) с возможностью снятия почти в любой момент. Как у него обстоят дела? Судя по тому, что в августе ввели довольно существенное ограничение на ввод средств, их у него в избытке.

Обновление от 21.04.2014: После нескольких лет аваций и подъема банк Тинькофф Кредитные системы входит в период если не стагнации, то как минимум умеренного роста.

Банк начал активную деятельность в непростой посткризисный период. Поставив на единственный быстрорастущий сектор - потребительское кредитование, он добилася колосальных результатов. За 6 лет (с апреля 2008 года) активы выросли с 2,7 миллиардов до 116 миллиардов, а банк переместился с места в "четвертой сотни" на 57 строчку рейтинга по активам!

Отсутсвие офисов стало своеобразной "фишкой", которую позитивно принял рынок. Не присутсвуя физически ни где, банк смог предоставлять свои услуги во всех уголках России. Если в населенном пункте есть почта, вы сможете получить кредитную карту или открыть и пополнить вклад.

Увы, но подобный рост не может длиться вечно. Видимо предчувствую это, осенью 2013 года было решено вывести банк на IPO. Рынок на авациях принял размещение и книга заявок была переполнена по цене в 17,5$ за акцию, но я изначлально был не столь оптиместичен:

Несколько дней назад банк провел IPO (насколько я помню, ранее только Сбер и ВТБ проводили IPO из Российских банков). Многие видят в этом прогресс и развитие банка. Я не столь оптимистичен… Олег Тиньков прекрасный бизнесмен, и он вновь вышел из бизнеса (продал часть пакета) на его максимуме.

К сожалению, я оказался прав. Уже в марте этого года акции торговались на уровне чуть выше 6$.

IPO, акции которого за пол года показали почти трехкратное падение, было признано одним из самых неудачных для инвесторов!

Конечно же, исключительной вины банка в этом нет. Рынок всех российских эмитентов существенно просел из-за ситуации в Украине и девальвации нашей валюты. Но, в отличии от многих других бумаг, у Тинькова я уже не вижу особенных перспектив. Рынок потреб-кредитования продолжает сдуваться.

Тем не менее, банк продолжает показывать неплохие результаты. В пассивах преобладают средства физических лиц, за год показав рост в 43% до уровня в 41,8 миллиардов рублей. Еще 25,8 миллиардов на счетах организаций, показатель вырос на 2% за тот же период.

Преимущественно кредитует население, раздал 86 миллиардов кредитов с ростом показателя на 43% за год. Увы, но просрочка росла быстрее и доля плохих потребительских кредитов увеличилась с 5,2% до 7,8%. Увы, но кредитный портфель перестает быть удивительно хорошим для профиля потреб-кредитования.

При этом существенно увеличилась доля розданных корпоратитивных кредитов, сумма которых выросла с 1,4 миллиарда рублей до 8,4 миллиардов рублей. Просрочка по ним - гордый ноль, видимо банк кредитует только "свои" организации.

Тинькофф (который банк) существенно нарастил капитал, до 24,6 миллиардов рублей. Показатель достаточности капитала H1 на очень высоком уровне в 18,32% (при норме от 10%)! С ликвидностью тоже все нормально, в статистике за апрель норматив мгновенной ликвидности H2 на уровне в 106% (при норме от 15%), а норматив текущей ликвидности H3 на уровне в 87% (при норме от 50%).

Среди собственников банка много иностранных инвест-фондов. В 2007 году в капитал вошел Goldman Sachs (сейчас владеет 12,41%). В 2008 шведский инвестфонд Vostok Nafta (сейчас владеет 13,32%). В середине 2012 года Baring Vostok Capital Partners (сейчас владеет 8%). В октябре 2012 Horizon Capital (сейчас владеет 4%).

Сам Олег Тинькофф продал 11% акций в ходе IPO в первые дни (по высокому курсу) и сейчас владеет 50,9% акций. При этом Олег обязался не продавать свою 50% долю в банке до осени 2014 года.

Далее я оставлю вывод из своего самого первого прогноза (от октябре 2013 года), думаю он все еще вполне актуален:

Основная проблема ТКС — дорогие пассивы (фактически только депозиты) + крайне рискованные активы (дорогие кредиты по кредитным картам). Фактически, банк ТКС зарабатывает на кредитном буме. На людях, которые получают его карту, снимают с нее нал в банкомате и платят огромные проценты (больше только у микрофинансовых организаций).

При этом риски ТКС несомненно выше рисков того же Русского Стандарта или HomeCredit банка. Те, в отличие от Тинькова, хотя бы видят своих заемщиков и могут провести более качественный отбор. Можно еще вспомнить случай с человеком из Воронежа, подменившим договор Тинькова. Еще один риск удаленной работы с заемщиками.

Поэтому, пока растет кредитный и депозитный портфель, рисков особенных нет. Примерно как в финансовой пирамиде: на росте участников она показывает блестящие прибыли.

Но кредитный бум не вечный. Многие (и в этот раз я с ними согласен) считают, что мыльный пузырь потреб кредитов (и других необеспеченных кредитов) может лопнуть в очередной кризис. В этом случае, ТКС упадет первым…

Поэтому держать деньги можно, но надо быть осторожным. По сообщениям с банки.ру знаю, что многие «потеряли страх» и держат в ТКС суммы превышающие пределы возмещения АСВ — очень опрометчиво.

Что касается дебетовой карты ТКС, то тут риски ниже. Наверняка, после изменения политики возмещения АСВ, у вас останется время дойти до любого банкомата и снять все деньги.

Рейтинг же оставлен без изменения на "желтом" уровне.

 

Комментарии (32)
Федя Дядя 147287 5 декабря 2015, 13:55
Прогноз по банку интересный, но, как выяснилось, совершенно неправильный. При практически сдувшемся пузыре потребкредитов банк чуть ли не единственный продолжающий показывать прибыль. "Эксперта" в топку.
Иван Лактионов 108967 6 октября 2014, 13:31
Вы пишете: "в августе ввели довольно существенное ограничение на ввод средств, их у него в избытке."
Какие ограничения имеются в виду? Вклады, разумеется, надо пополнять межбанком и получать +1.5% за это. На входящий межбанк нет и не было никаких ограничений, на открытие новых вкладов - тоже.
Vladimir Bolotin 93647 6 мая 2014, 19:04
Добрый день.
Вы пишете "Наверняка, после изменения политики возмещения АСВ, у вас останется время дойти до любого банкомата и снять все деньги."
Вы имеете ввиду гипотетическую ситуацию изменения политики возмещения страховых выплат или говорите о каком-то конкретном,предстоящем в будущем, изменении, о котором уже известно?
В сети никакую информацию не нашел.
Спасибо.
http://openid.yandex.ru/mr-alexander-soloviev/ 92227 23 апреля 2014, 14:52
Прокомментируйте пожалуйста рост кредитов нерезидентам на >400% за месяц на 6.7 млрд рублей.
Пользователь msg.spb23 86127 24 марта 2014, 09:31
Не могли бы вы обновить информацию по Тинькофф Кредитные Системы пожалуйста. Очень уж давно последний обзор был.
Юрий, экcперт moneyzzz.ru 63697 21 апреля 2014, 09:38
Обновил (уже с апрельской статистикой). Но особенных изменений нет.
Ольга Влад. 22 декабря 2013, 11:33
Разъясните пож-та, кто знает! Как по АСВ будут выплачивать деньги + % со вклада , если вклад заканчивается летом? Надо будет ждать до лета или выплатят % за вычетом этих месяцев?
Rorih 15 декабря 2013, 21:25
YFinance, прочитайте еще раз, что вы написали:
"Итак, банк на 59 месте по активам. Примечательно, что за год он опустился с 46 места, даже на фоне роста активов на 66%!"
Никогда ТКС не был на 46 месте по активам и опуститься соответственно не мог, насколько я понял, вы почему-то сравнили в табличке место "по России" и "в Регионе" как "сейчас" и "год назад". Поправьте пожалуйста.
Юрий, экcперт moneyzzz.ru 63697 16 декабря 2013, 08:12
Да, согласен. Видимо ошибся. Исправил.
Тимма 14 декабря 2013, 23:42
Скажите пожайлуста а что у нас по Тинькоф Кредитные Системы..с этим банком наверное вообще трудно расплатится... Сумма растет не по дням а по часам..И не одного банка нет только офис на Волоколамском шоссе.
Юрий, экcперт moneyzzz.ru 63697 16 декабря 2013, 07:38
Есть же уже анализ: http://yfinance.ru/banks/tcsbank
tatik7 13 декабря 2013, 21:21
Поэтому держать деньги можно, но надо быть осторожным. По сообщениям с банки.ру знаю, что многие «потеряли страх» и держат в ТКС суммы превышающие пределы возмещения АСВ — очень опрометчиво.

Дауш!
Сегодня некоторые там разоткровенничались: по 5-6 лимитов держат! И еще на бабушек записывают. Я прям себя перестраховщицей почувствовала... соблазн большой, сознаюсь, но так и не решаюсь превысить.
Юрий, экcперт moneyzzz.ru 63697 13 декабря 2013, 22:07
Кстати огромный плюс лесенок Тинькова - их высокая "ликвидность". Раз в 3 месяца можно без потери процентов принять решения - продливать ли вклад на всю сумму или уже пора снять (перевести в валюту, положить в другой банк, вывести из страны и т.п.).

Ну а на бабушек можно и оформить. Хотя, для пожилого человека сам факт падения банка - большой стресс.
Dmitry 13 декабря 2013, 16:29
Только в конце ноября открыл в Тинькове вклад, думал аж полгода, пока дебетовой картой пользовался, а тут оказывается не все так прекрасно... Печально, при том, что Оливер Хьюз вроде как доволен результатами банка. Буду сидеть бояться и надеяться, что ЦБ его внезапно не прикроет.
Юрий, экcперт moneyzzz.ru 63697 13 декабря 2013, 16:33
В пределах АСВ? Вообще по Тинькову пока явного негатива не нахожу. Скорее я даже чересчур пессимистичен по нему.

Думаю пол года точно протянет.
Dmitry 13 декабря 2013, 16:42
В пределах АСВ, да. Но не хотелось бы так... Буду теперь следить за отчетностью и за вашими обзорами, они более понятны для неискушенных людей, чем сухие цифры отчетов. Спасибо.
Юрий, экcперт moneyzzz.ru 63697 13 декабря 2013, 16:53
Пожалуйста! Уж за Тиньковым я точно следить буду, очень интересный для меня банк.
mbv 22 ноября 2013, 06:55
Что касается дебетовой карты ТКС, то тут риски ниже. Наверняка, после изменения политики возмещения АСВ, у вас останется время дойти до любого банкомата и снять все деньги.

Что вы имеете ввиду? Ведь в банкоматах сторонних банков много не снимешь.
А своих у ТКС нет.
Юрий, экcперт moneyzzz.ru 63697 22 ноября 2013, 08:44
Почему не снимешь? У ТКС лимит на снятие выставляется достаточно большой (через интернет-банк до 800 тыс. рублей в день). Далее можно неограниченное число раз снимать в любом банкомате. Тот же Росбанк за раз выдает 40 000 рублей (по слухам, есть даже выдающие 200 000, если "заряжены" 5000 банкнотами). В любом случае, снять до 300 тыс. рублей (а это лимит на 10% дохода по карте) можно без особых проблем за несколько подходов.
Иван Лактионов 108967 6 октября 2014, 13:33
По звонку в банк лимит на интернет-переводы можно разово поднять и до 2 млн/ сутки (до конца суток). Нет никаких проблем в день закрытия вклада вывести вторым рейсом и несколько лимитов АСВ.
mbv 22 ноября 2013, 17:41
Тот же Росбанк за раз выдает 40 000 рублей
Надо проверить...
Но не могли бы вы огласить, пожалуйста, весь список?
Юрий, экcперт moneyzzz.ru 63697 22 ноября 2013, 23:33
Любые банкоматы ОРС должны давать хорошие суммы (тот же Авангард дает 150 000 рублей в своих ПВН). Раньше по 20 000 рублей можно было снимать в Мастер-банке... Но, увы.
Павел 15 ноября 2013, 13:56
http://www.banki.ru/news/lenta/?id=5830691 - интересно что с банком Тинькова случилось? Ловко Тиньков впарил акции инвесторам на ipo
Юрий, экcперт moneyzzz.ru 63697 16 ноября 2013, 12:36
Обновил прогноз по ТКС банку (существенно его расширив): http://yfinance.ru/banks/#tcsbank
Юрий, экcперт moneyzzz.ru 63697 15 ноября 2013, 15:24
Как я писал, блестящий бизнесмен! Всегда умудряется продать актив на пике его роста.

Я не думаю, что за этот месяц в банке Тинькова произошло что-то кардинальное. Обычные спекуляции на бирже. Инвесторы "вдруг" осознали, что у банка куча необеспеченных кредитов по кредитным картам. Но ведь появились они не за последние 2 недели? :)

Поэтому не вижу поводов для дополнительной паники, при этом потихоньку выводить средства из вкладов Тинькова - рекомендовал и рекомендую.
Aleksandr 16 ноября 2013, 08:56
Кстати новость с 25 ноября снижаются ставки по смарт вкладу, причем аналогичная новость была еще 24 октября. Интересный момент.
сергей 1 ноября 2013, 16:00
По информации ЦБ РФ, доля просроченных потребкредитов выросла с 5,9% до 7,7% за январь-октябрь этого года, при этом регулятор ожидает дальнейшего ухудшения ситуации как минимум до середины 2014 г., когда проявится эффект от ужесточения регулирования. В частности, с марта 2014 г. планируется повысить резервы по всем кредитам, выданным с начала года. Так, для кредитов без просрочки отчисления в резервы повысятся с 2% до 3%, а по NPL 1-30 дней — с 6% до 8%. Помимо этого ЦБ РФ намеревается ограничить размер процентных ставок по потребкредитам, которые не должны превышать среднюю ставку в конкретном сегменте более чем на треть. Ограничение процентной ставки будет касаться всех финансовых организаций, выдающих кредиты населению (в том числе и МФО). Эти изменения учтены в поправках к законопроекту о потребительском кредитовании (сейчас рассматривается Госдумой). Мы отмечаем, что готовность банков выдавать потребкредиты даже в условиях ухудшения их качества (в этом году, несмотря на заметный рост NPL, темпы потребкредитования не сильно снизились, составив +37,3% г./г. на 1 сентября 2013 г.) обусловлена высокой чистой процентной маржой, которая пока покрывает риски. Так, для обеспечения прибыльности (в предположении, что каждый 10-й заемщик окажется неплатежеспособным) достаточно установить ставку на уровне 25-30% (в зависимости от уровня административных расходов). Увеличение частоты дефолтов регулируется пропорциональным увеличением ставки. Регулятор, по сути, пресекает такой чисто арифметический подход, ведущий на самом деле к накоплению кредитного риска, и стимулирует банки тщательнее оценивать кредитоспособность клиентов. По нашему мнению, эта мера ударит, прежде всего, по розничным банкам, специализирующимся на кредитах с высокой процентной ставкой (например, ТКС Банк).
Юрий, экcперт moneyzzz.ru 63697 1 ноября 2013, 20:50
Спасибо! Да, в данном случае я согласен с аналитиками из Финама. А Олег Тиньков в очередной раз показал себя блестящим бизнесменом, вывел банк на IPO и ушел из активов на пике.
Алексей 29 октября 2013, 20:06
Думаю, многих заинтересует ТКС - 10% на остаток по карте (до 300к) с возможностью снятия почти в любой момент. Как у него обстоят дела? Судя по тому, что в августе ввели довольно существенное ограничение на ввод средств, их у него в избытке.
Александр 20 декабря 2013, 09:18
С НГ будет 8, а не 10%

https://www.tcsbank.ru/about/news/29112013-tcs-new-debit-rates/
Юрий, экcперт moneyzzz.ru 63697 30 октября 2013, 05:38
Ответ перенес в рамки новой статьи: Как оценить надежность банка?
bead2010 80837 5 февраля 2014, 17:34
Пожалуйста, оцените СБ Банк (бывш. Судостроительный). Спасибо!
Добавить комментарий